SaaS

Что такое SaaS? SaaS — это (software as a service) — программное обеспечение как услуга, модель предоставления лицензии на программу по подписке. Пользователь получает доступ к сервису через браузер или по API. При этом его поддержкой целиком занимается поставщик услуги. Модель SaaS это когда клиент работает с готовым решением в онлайне, оплачивает доступ и максимально быстро получает на руки готовый инструмент.

Самый простой пример SaaS — это Yandex Disck, бесплатный сервис для работы с файлами. Никаких носителей, драйверов и установок. Заводите аккаунт Yandex, переходите по ссылке и работаете храните данные прямо в браузере. Зайти можно из любого места.

По сути, SaaS-сервис это единое программное ядро, которое предоставляется в пользование клиентам. Доступ к системе они получают через интернет и могут изменять настройки на свое усмотрение. Обслуживанием сервиса целиком занимается представитель услуги, а пользователь только работает в ней.

Популярность этой модели ежегодно растет. Только в прошлом году рынок SaaS увеличился на 21,7%. По прогнозам экспертов, такая тенденция сохранится и в ближайшие годы. Это и не удивительно, ведь так пользователи получают в распоряжение современные технологии практически без усилий со своей стороны.

Сегодня с подобными решениями большинство людей сталкивается ежедневно. Распространенное явление, когда SaaS-сервисы используются для бухгалтерского учета, коммуникации с клиентами, редактирования изображений, CRM, аналитики, ERP.

 

SaaS это:

Работа через веб-интерфейс

При использовании SaaS у вас на руках не будет ничего, что можно «пощупать»: установочных файлов, папок и документов на компьютере. Все данные размещаются на серверах поставщика услуги — в так называемом «облачном» хранилище в интернете. Вы же получаете удаленный доступ к программе и можете работать с ней в браузере из любого места на планете, где есть интернет. В то же время, существуют SaaS, которые можно купить и установить к себе на сервер.

Плата за доступ

Схемы оплаты за SaaS достаточно разнообразны:

1. Пользователь не приобретает лицензию ПО целиком, как при покупке диска или при скачивании установочных файлов и не оплачивает стоимость разработки, как при заказе индивидуального решения, он берет сервис в аренду, оплачивая аналог абонентской платы за доступ к функционалу на месяц или другой период.

Согласно схеме платежа, платеж будет возобновляемым, поэтому он еще называется подпиской. Клиент платит за использование сервиса в течение периода, за количество пользователей, за число определенных действий в системе и т. п. Например, в случае с CRM плата зависит от количества сотрудников, которые будут одновременно работать с программой. Как правило, такие сервисы выгодней оплачивать наперед — в этом случае пользователь получает ощутимую скидку и бонусы.

2. Некоторые варианты SaaS бесплатно предоставляют ограниченный набор функций, а за доступ к продвинутым придется оплатить подписку — это freemium модель. Но чаще SaaS предоставляют несколько тарифов с отличающимся набором функций. Вот как это выглядит на примере Salesforce, компании, которая была одним из первых кто начал работать по схеме SaaS:

 

У некоторых сервисов есть и тариф Enterprise. Обычно он самый дорогой, но и включает в себя практически безграничные возможности. В этом случае SaaS максимально дорабатывается под нужды пользователя. Обычно сюда входит разработка нестандартных решений по пожеланиям заказчика. Включая интеграции с платформами, которые он использует.

3. Приобретение пожизненной лицензии, что практически равносильно выкупу ПО. Ниже пример из интерфейса сервиса, который предоставляет такую услугу:

Некоторых людей настораживает подход, при котором они не являются владельцами лицензии на конкретное ПО. Но он способен избавить клиента от многих головных болей. Например, ему не обязательно сразу платить за продукт крупную сумму. Можно оплатить месячное пользование сервисом, чтобы протестировать, насколько он подходит для конкретного бизнеса.

За поддержку отвечает поставщик услуги

Главный плюс SaaS в том, что эта модель позволяет сосредоточиться на работе, не отвлекаясь на задачи, связанные с софтом. В случае с традиционным ПО неполадки приходится устранять своими силами или приглашать системного администратора. Обновления необходимо покупать на новом диске, снова устанавливать, решать проблемы с настройками и т. д.

В SaaS все иначе. Поставщик отвечает за настройку сервиса со своей стороны. Он же несет ответственность за сохранность данных, корректную работу ПО и выпуск обновлений. Техподдержка сервиса решает любые возникающие вопросы и зачастую предоставляет пользователям материалы, обучающие работе с решением.

 

Преимущества SaaS

  1. В стандартной модели отношения покупателя и поставщика чаще всего заканчиваются сразу после покупки ПО. Далее вы самостоятельно поддерживаете его работу. Исключения составляют крупные компании уровня Windows и Adobe. Когда же речь идет о SaaS, пользователь в любой момент может обратиться к поставщику за поддержкой. Всем клиентам сервиса доступны регулярные обновления.
  2. Для большой компании это экономия на ПО. Программу не нужно приобретать и отдельно устанавливать на каждый компьютер, чтобы в ней могло работать несколько пользователей. Главное иметь доступ к интернету, а также логин и пароль.
  3. Некоторые сервисы просто невозможно реализовать на собственном сервере компании. Например, продукты аналогичные Serpstat или Datanyze. Они не могут существовать в качестве традиционного ПО, а только как SaaS. Такое решение при большом желании можно разработать самостоятельно. Но для этого нужны значительные ресурсы.

С другой стороны, для собственника SaaS такая модель — источник регулярного дохода и потенциал для роста. Пользователи оплачивают сервис не единоразово, а постоянно, и это позволяет разработать долгосрочную стратегию развития.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *